Отдел памятников письменности народов Востока

Статьи

Новые памятники армянской Эпиграфики XVII–XIX вв из Крыма (подписная мелкая пластика (часть I)

Акопян Александр Владимирович, Каретников О В

Тифлисские пулы хана Бердибека (758–760 гг. х.)

Гончаров Евгений Юрьевич, Биккиняев Н Х

Средневековые японские гомункулы в историях «О том, как Сайгё сделал человека на горе Коя» и «Хасэо»

Торопыгина Мария Владимировна

Рассказы о красоте Йусуфа в маснави ʿАттара

Лахути Лейли Гасемовна

Две легенды из Кашф ал-гумма ал-джами‛ ли-ахбар ал-умма

Микульский Дмитрий Валентинович

О звуке, музыке, гармонии — феноменах культурного кода Китая

Серова Светлана Андреевна

В статье идет речь о звуке, музыке, гармонии как об универсалиях китайского культурного кода. Последний вырастает из представлений об онтологическом единстве мира, включающем гармонию социума, государства и отдельной личности. Эти идеи пронизывают исторические памятники, философские штудии, художественное творчество, жизнь каждого человека. Во времена «корней» и «истоков» китайское мировосприятие открывает в признаках божественного шэнь (神) и тонкого, изящного мяо (妙) свидетельство о манифестации доселе сокрытого Дао и о процессе рождения смыслов и категорий китайской эстетики. Их взаимодействие неотделимо от звука и музыки, которые на первоначальном этапе заявляют о себе ритмом онтологического действа. К нему подсоединяются взаимосвязанные инь и ян (женское и мужское; темное и светлое), которые дополняют друг друга, обволакивая мир паутиной со-ответствия. «Чуньцю» подтверждает, что в результате все сущее, «обретая конечную форму», занимает «определенное пространство», имеющее «определенный тон». В «Люйши чуньцю» говорится, что «на этом основывались при установлении музыки древние цари». Так сложилось представление о прекрасном как о гармонии хэ, одинаково значимое для жизни и художественного творчества, в том числе и театра. Сложная архитектоника китайского театра зиждется на законах музыки и музыкального ритма, согласно которым выстроены вокальные партии, речевые пассажи, обусловленные и тональной произносительной нормой, сценическое движение, ритм сценического действия, символический жест, рисунок танца — все это означает, что театр воплощают не только сюжетные коллизии, но и передает глубинные смыслы китайской онтологии.

Исламские монеты из Восточной Гизы (Египет)

Малых Светлана Евгеньевна, Гончаров Евгений Юрьевич

Статья посвящена атрибуции одной золотой и двух медных монет, обнаруженных Российской археологической экспедицией ИВ РАН в древнеегипетском некрополе Гиза. Монеты происходят из перемешанных слоев заполнения погребальных шахт гробниц, вырубленных во второй половине III тыс. до н. э., и по характеру находки относятся к этапам разрушения древних захоронений, происходивших на протяжении средневековья, нового и новейшего времени. Одна из монет является мамлюкским фельсом и датируется первой половиной XIV в. н. э., две других относятся к 1830-м гг. — периоду Османского владычества в Египте, и атрибутированы как золотой бучук хайрие и его медная имитация, вероятно, фальшивка. Монеты редки для древнего некрополя и в основном ограничены экземплярами XIX–XX вв. В целом, учитывая многочисленные находки других предметов — фрагментов керамической, фарфоровой и стеклянной посуды, металлических изделий, стеклянных и медных украшений, можно говорить об активном характере человеческой деятельности на древнеегипетском кладбище во II тыс. н. э. Египтяне и европейские путешественники использовали древние скальные гробницы как места постоянных обиталищ или временных стоянок, оставляя после себя материальные следы своего пребывания.

Монеты средневекового Садвара в Южном Хорезме

Гончаров Евгений Юрьевич, Армарчук Е А

Археологические раскопки на городище Садвар проводились Хорезмской экспедицией в 1972–1975 гг., но нумизматические находки до сих пор не были опубликованы. Памятник находился на левом берегу Амударьи в Туркменистане, на торговом пути из центральных районов Хорезма в Мавераннахр и Хорасан. В настоящее время он затоплен водохранилищем. Состоял из т. н. «цитадели» и жилых кварталов, окруженных с трех сторон рвом, а также «Чаш-калы», замковой постройки IX–XI вв. примыкавшей к городищу. В статье приведено краткое описание городища, раскопов, открытых сооружений, керамического комплекса. Всего найдено 44 монеты: 3 серебряные, 41 медная, определить из них удалось 28 экземпляров. Из них три относятся к древнему периоду (династия Сиявушидов), 24 к IX–XII вв. (Тахириды, Афригиды Кята, Саманиды, Мамуниды и др.), одна к концу XIX в. (Хивинское ханство). Впервые была найдена хорезмшахская монета с лакабом «Венец нации и светильник общины (религиозной)», имя правителя пока не установлено, по совокупной характеристике данных датирована XII в. Единственный бувейхидский дирхам является, по-видимому, новым, неописанным типом. В одной из ям был найден кошелек из 6 монет и заготовок. Монеты были нового типа, чеканенные в городе Кят, бывшем столицей Хорезма до . Нумизматический интерес представляют несколько монетных заготовок, также находившихся в обращении, некоторые из них пробиты в центре. Предполагается, что таким образом их выводили из денежного оборота. В комментариях к каталогу нумизматических находок на городище Садвар приведен ряд дополнительных материалов. Монетный материал подтверждает археологические данные о том, что город стал терять свое значение в XII в.

Джалал Ад-Дин 'Абд Ар-Рахман Б. Абу Бакр Ас-Суйути и его сочинение Та'Рих Ал-Хулафа'(«История Халифов»)'

Микульский Дмитрий Валентинович

Вестник Московской международной академии '2016-2017, №2(2016)-1(2017)

В статье рассматривается одно из основных исторических сочинений крупного египетского ученого-энциклопедиста ас-Суйути. Автор показывает, что «История халифов» сохраняет многие черты всеобщих арабо-мусульманских хроник классического периода (Х-IХ ВВ.), однако непосредственно восходит к традициям историографии мамлюкского периода (ХIП-ХVI ВВ.).

Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации

Горяева Любовь Витальевна
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2017, №2

Страницы:   1    2    3