Отдел памятников письменности народов Востока

Статьи

Важный источник по истории Бенгалии

Столяров Александр Александрович

Новые памятники армянской Эпиграфики XVII–XIX вв из Крыма (подписная мелкая пластика (часть I)

Акопян Александр Владимирович, Каретников О В

Чарльз Мэррей и дело Мирзы Хашем-хана: к вопросу о поводах для Англо-иранской войны 1856–1857 гг.

Норик Борис Вячеславович

Тифлисские пулы хана Бердибека (758–760 гг. х.)

Гончаров Евгений Юрьевич, Биккиняев Н Х

Дхарма и Царь дхармы (Яма) в древнем и средневековом вариантах «Сказания о Савитри»

Тюлина Елена Валерьевна

Средневековые японские гомункулы в историях «О том, как Сайгё сделал человека на горе Коя» и «Хасэо»

Торопыгина Мария Владимировна

Две легенды из Кашф ал-гумма ал-джами‛ ли-ахбар ал-умма

Микульский Дмитрий Валентинович

Рассказы о красоте Йусуфа в маснави ʿАттара

Лахути Лейли Гасемовна

Рецензия на монографию Е. Г. Вырщикова «Город — деревня — лес: мир создателей палийского канона и их современников»

Тюлина Елена Валерьевна

Вниманию читателей предлагается рецензия на вышедшую в 2019 г. монографию Е. Г. Вырщикова «Город — Деревня — Лес: мир создателей палийского канона и их современников» (науч. ред. В. В. Вертоградова, В. П. Андросов. М.: ИВ РАН, 2019. 172 с.). Эта работа является культурологическим исследованием так называемого палийского канона, или типитаки — раннебуддийского канона школы тхеравада. Она посвящена в основном представлениям о пространстве и связанным с ними воззрениям на устройство мира и общества. Для понимания культурного контекста бытования раннебуддийских представлений о мире привлечены и другие источники — буддийские, брахманистские и индуистские тексты: цейлонская «Махавамса», «Артхашастра», «Рамаяна», «Читрасутра», другие тексты на санскрите и эпиграфические надписи Ашоки. Кроме того, использованы античные источники, например, «География» Страбона, а также средневековые английские баллады о Робин Гуде. По мнению автора, мир палийского канона делится на три основные единицы пространства: наиболее сакрально важным, чистым является лес — место пребывания шраманов и других аскетов. Его противоположностью является город, воплощающий в себе все мирское, противоположное аскезе и противостоящее ей. Они разделены промежуточной областью — сельской местностью (джанапада). В монографии исследуются все три составляющие этого мира, анализируются необходимая терминология и понятийный аппарат. В рецензии дается обзор основных положений монографии и высказываются некоторые критические замечания к ее тексту.

О звуке, музыке, гармонии — феноменах культурного кода Китая

Серова Светлана Андреевна

В статье идет речь о звуке, музыке, гармонии как об универсалиях китайского культурного кода. Последний вырастает из представлений об онтологическом единстве мира, включающем гармонию социума, государства и отдельной личности. Эти идеи пронизывают исторические памятники, философские штудии, художественное творчество, жизнь каждого человека. Во времена «корней» и «истоков» китайское мировосприятие открывает в признаках божественного шэнь (神) и тонкого, изящного мяо (妙) свидетельство о манифестации доселе сокрытого Дао и о процессе рождения смыслов и категорий китайской эстетики. Их взаимодействие неотделимо от звука и музыки, которые на первоначальном этапе заявляют о себе ритмом онтологического действа. К нему подсоединяются взаимосвязанные инь и ян (женское и мужское; темное и светлое), которые дополняют друг друга, обволакивая мир паутиной со-ответствия. «Чуньцю» подтверждает, что в результате все сущее, «обретая конечную форму», занимает «определенное пространство», имеющее «определенный тон». В «Люйши чуньцю» говорится, что «на этом основывались при установлении музыки древние цари». Так сложилось представление о прекрасном как о гармонии хэ, одинаково значимое для жизни и художественного творчества, в том числе и театра. Сложная архитектоника китайского театра зиждется на законах музыки и музыкального ритма, согласно которым выстроены вокальные партии, речевые пассажи, обусловленные и тональной произносительной нормой, сценическое движение, ритм сценического действия, символический жест, рисунок танца — все это означает, что театр воплощают не только сюжетные коллизии, но и передает глубинные смыслы китайской онтологии.

Страницы:   1    2    3    4 
Loading...