Отдел памятников письменности народов Востока

Новости отдела

Доклад М.В.Торопыгиной «К истории российской японистики: материалы о Японии в журнале 21 апреля 2021 года

Доклад М.В.Торопыгиной «К истории российской японистики: материалы о Японии в журнале "Мир Божий" 1904-1905 гг.».

В рамках семинара «Текстология и источниковедение Востока» прошел доклад М.В.Торопыгиной, посвященный российскому японоведению начала ХХ века.

Доклад А.В. Белякова 10 апреля 2021 года

Доклад А.В. Белякова "Переводчики с восточных языков и дипломатическая служба в Московском государстве XV-XVII в. по материалам архива Посольского приказа"

А.В. Беляков рассказал, как развивался институт переводчиков с восточных языков в русских княжествах и Московском государстве. Доклад прошел в рамках постоянного семинара отдела памятников письменности народов Востока.

Доклад Г.Б. Шамилли « 1 апреля 2021 года

Доклад Г.Б. Шамилли «"Мелодии Исхака": по следам ближневосточной легенды»

24 марта в отделе памятников письменности народов Востока прошел доклад Г.Б. Шамилли, посвященный анализу музыкального текста - как непосредственно самого музыкального текста (с точки зрения его глубинной и поверхностной структуры), так и его вербального описания.

Доклад А.В.Акопяна «Отражение процесса районирования Армении в географии VII в. “Ашхарацуйц”» 10 марта 2021 года

Доклад А.В.Акопяна «Отражение процесса районирования Армении в географии VII в. “Ашхарацуйц”»

В отделе памятников письменности народов Востока состоялся доклад А. В. Акопяна, посвященный особенностям армянского географического труда VII в. «Ашхарацуйц» («Обозрение стран»), а также тем источникам районирования Великой Армении, которые нашли в нем отражение.

Доклад Н.Ю. Чалисовой « 9 марта 2021 года

Доклад Н.Ю. Чалисовой «"Пехлевийские песни" (fahlavīyāt) в классической поэзии Ирана»

24.02.2021 в отделе памятников письменности народов Востока состоялся доклад Н.Ю. Чалисовой, посвященный культурно-историческим причинам, которые объясняют место "пехлевийских песен" в поэзии Ирана.

Статьи

О звуке, музыке, гармонии — феноменах культурного кода Китая

В статье идет речь о звуке, музыке, гармонии как об универсалиях китайского культурного кода. Последний вырастает из представлений об онтологическом единстве мира, включающем гармонию социума, государства и отдельной личности. Эти идеи пронизывают исторические памятники, философские штудии, художественное творчество, жизнь каждого человека. Во времена «корней» и «истоков» китайское мировосприятие открывает в признаках божественного шэнь (神) и тонкого, изящного мяо (妙) свидетельство о манифестации доселе сокрытого Дао и о процессе рождения смыслов и категорий китайской эстетики. Их взаимодействие неотделимо от звука и музыки, которые на первоначальном этапе заявляют о себе ритмом онтологического действа. К нему подсоединяются взаимосвязанные инь и ян (женское и мужское; темное и светлое), которые дополняют друг друга, обволакивая мир паутиной со-ответствия. «Чуньцю» подтверждает, что в результате все сущее, «обретая конечную форму», занимает «определенное пространство», имеющее «определенный тон». В «Люйши чуньцю» говорится, что «на этом основывались при установлении музыки древние цари». Так сложилось представление о прекрасном как о гармонии хэ, одинаково значимое для жизни и художественного творчества, в том числе и театра. Сложная архитектоника китайского театра зиждется на законах музыки и музыкального ритма, согласно которым выстроены вокальные партии, речевые пассажи, обусловленные и тональной произносительной нормой, сценическое движение, ритм сценического действия, символический жест, рисунок танца — все это означает, что театр воплощают не только сюжетные коллизии, но и передает глубинные смыслы китайской онтологии.

Исламские монеты из Восточной Гизы (Египет)

Статья посвящена атрибуции одной золотой и двух медных монет, обнаруженных Российской археологической экспедицией ИВ РАН в древнеегипетском некрополе Гиза. Монеты происходят из перемешанных слоев заполнения погребальных шахт гробниц, вырубленных во второй половине III тыс. до н. э., и по характеру находки относятся к этапам разрушения древних захоронений, происходивших на протяжении средневековья, нового и новейшего времени. Одна из монет является мамлюкским фельсом и датируется первой половиной XIV в. н. э., две других относятся к 1830-м гг. — периоду Османского владычества в Египте, и атрибутированы как золотой бучук хайрие и его медная имитация, вероятно, фальшивка. Монеты редки для древнего некрополя и в основном ограничены экземплярами XIX–XX вв. В целом, учитывая многочисленные находки других предметов — фрагментов керамической, фарфоровой и стеклянной посуды, металлических изделий, стеклянных и медных украшений, можно говорить об активном характере человеческой деятельности на древнеегипетском кладбище во II тыс. н. э. Египтяне и европейские путешественники использовали древние скальные гробницы как места постоянных обиталищ или временных стоянок, оставляя после себя материальные следы своего пребывания.

Монеты средневекового Садвара в Южном Хорезме

Археологические раскопки на городище Садвар проводились Хорезмской экспедицией в 1972–1975 гг., но нумизматические находки до сих пор не были опубликованы. Памятник находился на левом берегу Амударьи в Туркменистане, на торговом пути из центральных районов Хорезма в Мавераннахр и Хорасан. В настоящее время он затоплен водохранилищем. Состоял из т. н. «цитадели» и жилых кварталов, окруженных с трех сторон рвом, а также «Чаш-калы», замковой постройки IX–XI вв. примыкавшей к городищу. В статье приведено краткое описание городища, раскопов, открытых сооружений, керамического комплекса. Всего найдено 44 монеты: 3 серебряные, 41 медная, определить из них удалось 28 экземпляров. Из них три относятся к древнему периоду (династия Сиявушидов), 24 к IX–XII вв. (Тахириды, Афригиды Кята, Саманиды, Мамуниды и др.), одна к концу XIX в. (Хивинское ханство). Впервые была найдена хорезмшахская монета с лакабом «Венец нации и светильник общины (религиозной)», имя правителя пока не установлено, по совокупной характеристике данных датирована XII в. Единственный бувейхидский дирхам является, по-видимому, новым, неописанным типом. В одной из ям был найден кошелек из 6 монет и заготовок. Монеты были нового типа, чеканенные в городе Кят, бывшем столицей Хорезма до . Нумизматический интерес представляют несколько монетных заготовок, также находившихся в обращении, некоторые из них пробиты в центре. Предполагается, что таким образом их выводили из денежного оборота. В комментариях к каталогу нумизматических находок на городище Садвар приведен ряд дополнительных материалов. Монетный материал подтверждает археологические данные о том, что город стал терять свое значение в XII в.

Русско-китайская школа коммерческих знаний в Ханькоу (1907–1911)

Лапин Павел Андреевич
Научная статья » Россия и Восток

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2017, №6

В начале ХХ в. российские власти усилили пропаганду русского языка в Цинской империи с целью формирования прослойки лояльно настроенных к России людей. В ходе организованной в 1907–1908 гг. российским посланником в Пекине Д.Д. Покотиловым инспекции китайских учебных заведений, где преподавался русский язык, удалось договориться об учреждении в экономически наиболее благоприятном районе Центрального Китая, г. Ханькоу, Русско-китайской школы коммерческих знаний, в которой китайские учащиеся изучали русский язык и специальные учебные дисциплины торгово-экономического профиля. Это было полностью российское учебное заведение, которое управлялось и финансировалось исключительно российской стороной. Местные подданные проявляли большой интерес к обучению в этой школе, так как она гарантировала неплохие перспективы трудоустройства в коммерческом секторе, прежде всего в процветавшей тогда в том районе российско-китайской чайной торговле. Судьба учебного заведения, однако, оказалась довольно трагичной: в результате революционных событий в Цинской империи 1911–1912 гг. школа была закрыта, не успев подготовить и первых выпускников, что свело к минимуму ее вклад в развитие китайской русистики.

Книги отдела

Тюркские, арабские и персидские рукописи, литографии и книги Лазаревского института восточных языков в собрании Научной библиотеки МГИМО (У) МИД РФ
Аникеева Татьяна Александровна, Зайцев Илья Владимирович
Тюркские, арабские и персидские рукописи, литографии и книги Лазаревского института восточных языков в собрании Научной библиотеки МГИМО (У) МИД РФ
Труды Института востоковедения РАН. Вып. 28
Труды Института востоковедения РАН. Вып. 28
Мусульманская эпиграфика Ферганы и Семиречья: памятники арабского письма XI - XVII вв. на территории Кыргызстана
Настич Владимир Нилович
Мусульманская эпиграфика Ферганы и Семиречья: памятники арабского письма XI - XVII вв. на территории Кыргызстана
База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник  IX–X вв.
Микульский Дмитрий Валентинович
База данных тем и сюжетов арабо-мусульманских династийных хроник IX–X вв.
Поэзия и проза на чужих берегах.
Васильева Людмила Александровна
Поэзия и проза на чужих берегах.
Труды Института востоковедения РАН. Вып. 14: Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады: Том II
Труды Института востоковедения РАН. Вып. 14: Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады: Том II
Жизнь востоковеда. По материалам личного архива профессора И.С. Брагинского
Файн Виктор Яковлевич
Жизнь востоковеда. По материалам личного архива профессора И.С. Брагинского
Самобытность христианской (коптской) общины Египта и современность
Кривец Елена Алексеевна
Самобытность христианской (коптской) общины Египта и современность
Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации
Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации