Отдел памятников письменности народов Востока

Новости

18 сентября 2019 года

Доклад Е.А.Юдицкой: "Движущая сила сюжетосложения в классической санскритской драме"

Доклад Е.А.Юдицкой: Доклад Е.А.Юдицкой: "Движущая сила сюжетосложения в классической санскритской драме"

 
Доклад, посвященный речевым сбоям в классической санскритской драме, прошел в отделе памятников письменности народов Востока в рамках семинара "Текстология и источниковедение Востока".

В докладе, вызвавшем бурную дискуссию, были обобщены результаты первого этапа исследования феномена речевого сбоя в классической санскритской драме. Анализ структуры пьес показывает, что такие явления как оговорка (в том числе «проговор»), речь во сне, речь в состоянии аффекта и пр. служат отлаженным приемом движения действия, хотя этим их функции не ограничиваются. Моменты сбоя представлены в изобилии в тексте любой драмы. Каждый раз они подаются в качестве «события». Более того, нередко за ними закреплена ключевая роль в развитии сюжета. Помимо «моментов нарушения», в индийских пьесах особым образом функционируют сценические приемы, связанные с оформлением речи (в том числе внутренней речи) персонажа, такие как апарте и гетероглоссия. Оба приема используются для создания игры с различными регистрами речи. Привлечение материала иных культур (античность, Елизаветинский театр) для компаративистского анализа структуры драмы не приводит к установлению параллелей, даже типологических. Соответственно, разбираемые нами явления демонстрируют специфику индийской драмы, подводя нас к осознанию ее основного отличия от классических образцов античной и европейской драматургии, заключающегося в принципиально ином соотношении реального и сцены. По мнению автора доклада, именно на моментах сбоя строится поэтика древнеиндийской драматургии, направляющая сила которой заключается не в стремлении имитировать действительность, а в работе с художественной формой и речью.