Отдел памятников письменности народов Востока

Новости

14 февраля 2018 года

Рассказ о назначении наместника Хорасана халифом Хишамом (724 – 743) у ад-Динавари и ал- Йакуби: от новеллы к анекдоту-диалогу

Рассказ о назначении наместника Хорасана халифом Хишамом (724 – 743) у ад-Динавари и ал- Йакуби: от новеллы к анекдоту-диалогу Рассказ о назначении наместника Хорасана халифом Хишамом (724 – 743) у ад-Динавари и ал- Йакуби: от новеллы к анекдоту-диалогу

 
Д.В. Микульский выступил с докладом, посвященным способам обработки материала средневековыми арабо-мусульманскими историками, на постоянном семинаре отдела памятников письменности народов Востока "Текстология и источниковедение Востока".

    Как рассказал Д.В. Микульский, в сочинениях крупнейших арабо-мусульманских историков IX в. ал-Йа‘куби (ум. 897) и ад-Динавари (ум. 891) содержатся рассказы об одном и том же событии – назначении наместника Хорасана омейядским халифом Хишамом. Правление этого государя, как считается, завершает период стабильности и процветания державы бану умаййа. При Хишаме в особенности обострилась ситуация в одной из основных провинций Халифата, Хорасане (восточная часть государства), где развернулась пропаганда сторонником бану хашим, родственников пророка Мухаммада. Обе ветви бану хашим, Алиды и Аббасиды, стремились к свержению Омейядов ради захвата верховной власти в мусульманском государстве.

      Желая получить достоверные сведения о личных качествах военачальников, способных умиротворить Хорасан, Хишам вызывает видного знатока хадисов, проживавшего в тех местах, ‘Абд ал-Карима б. Атиййу ал-Ханафи, и обсуждает с  ним кандидатуры возможных наместников. В конце концов, выбор государя останавливается на Насре б. Саййаре (ум. 748; в итоге, он не смог предотвратить назревавший бунт и погубил власть Омейядов и в Хорасане, и во всем Халифате).

     Рассказ об упомянутом событии у ад-Динавари отличается высокой степенью  подробности и в то же время обладает продуманной композицией. В особенности изобилует деталями изложение дискуссии о кандидатурах наместников Хорасана, которую вели халиф и знаток хадисов. Историк облекает повествование в форму новеллы (исторического рассказа). Напротив, ал-Йа‘куби излагает событие весьма кратко, отбрасывая многие детали. Таким образом, сообщение, скомпонованное им, с  нашей точки зрения, принадлежит к жанру анекдотов-диалогов.

      Интересно, что младший современник ал-Йа‘куби и ад-Динавари  ат-Табари (839 – 923) приводит, по всей видимости, наиболее полную в арабо-мусульманской историографии  версию исторического предания о назначении нового наместника Хорасана. Очевидно, что оба более ранних  историка работали с той же версией или другими версиями, подобными ей. В результате они породили свои собственные варианты изложения события, и эти варианты относятся к различным жанрам. По словам Д.В. Микульского, подобный метод обработки изначального материала в целом характерен для работы арабо-мусульманских историков.