Отдел памятников письменности народов Востока

Новости

16 мая 2018 года

Доклад О.И.Зубовой и А.А.Петровой: Идея загробного суда в Древнем Египте

Доклад О.И.Зубовой и А.А.Петровой: Идея загробного суда в Древнем Египте Доклад О.И.Зубовой и А.А.Петровой: Идея загробного суда в Древнем Египте

 
29 мая 2018 г. состоялось заседание семинара "История и культура Древнего Востока в свете новых открытий", на котором был заслушан совместный доклад О.И. Зубовой и А.А. Петровой в отделе памятников письменности народов Востока показал, что идея загробного суда встречается уже в текстах Древнего Царства, а не Среднего, как это принято считать.

В докладе О.И. Зубовой и А.А. Петровой идея загробного суда рассматривается на материале письменных и изобразительных памятников Древнего, Среднего и Нового Царства (III-II тыс. до Р.Х.).
Вопреки распространенному среди египтологов мнению о возникновении идеи загробного суда в Египте только в эпоху Среднего Царства, авторы полагают, что эта идея уже существовала намного раньше и зафиксирована впервые в гробничных биографических текстах Древнего Царства и в Текстах Пирамид. В эпоху Первого Переходного периода и Среднего Царства представления о загробном суде отчетливо проявляются в "Поучении царевичу Мерикара", Текстах Ковчегов и в стеле XI династии Антефа, демонстрируя отношение египтян к загробному суду как к нелицеприятному, решение которого в пользу умершего зависело не столько от магических уловок, сколько от праведности умершего, его покаянного чувства и надежды на милосердие богов. В Новом Царстве, начиная с XVIII династии, впервые появляются изображения загробного суда, иллюстрирующие папирусы с текстом Книги Мертвых. Важнейшим элементом этих текстов являлась так называемая "отрицательная исповедь", которая расширяет наши представления о том, какие поступки в отношении богов, царя и общества египтяне считали греховными.
Особо рассматривая роль царя в Текстах Пирамид, О.И.Зубова полагает, что царь в этих текстах являлся и подсудимым, и, после своего оправдания, судьей. О.И.Зубова не видит в представлениях египтян принципиальной разницы между посмертной судьбой царя и его подданных. Судьба всех их зависит от того, являются ли они последователями или нарушителями Маат (Истины, Правды).