Отдел памятников письменности народов Востока

Статьи

Новые памятники армянской Эпиграфики XVII–XIX вв из Крыма (подписная мелкая пластика (часть I)

Акопян Александр Владимирович, Каретников О В

Тифлисские пулы хана Бердибека (758–760 гг. х.)

Гончаров Евгений Юрьевич, Биккиняев Н Х

Дхарма и Царь дхармы (Яма) в древнем и средневековом вариантах «Сказания о Савитри»

Тюлина Елена Валерьевна

Средневековые японские гомункулы в историях «О том, как Сайгё сделал человека на горе Коя» и «Хасэо»

Торопыгина Мария Владимировна

Две легенды из Кашф ал-гумма ал-джами‛ ли-ахбар ал-умма

Микульский Дмитрий Валентинович

Рассказы о красоте Йусуфа в маснави ʿАттара

Лахути Лейли Гасемовна

Рецензия на монографию Е. Г. Вырщикова «Город — деревня — лес: мир создателей палийского канона и их современников»

Тюлина Елена Валерьевна

Вниманию читателей предлагается рецензия на вышедшую в 2019 г. монографию Е. Г. Вырщикова «Город — Деревня — Лес: мир создателей палийского канона и их современников» (науч. ред. В. В. Вертоградова, В. П. Андросов. М.: ИВ РАН, 2019. 172 с.). Эта работа является культурологическим исследованием так называемого палийского канона, или типитаки — раннебуддийского канона школы тхеравада. Она посвящена в основном представлениям о пространстве и связанным с ними воззрениям на устройство мира и общества. Для понимания культурного контекста бытования раннебуддийских представлений о мире привлечены и другие источники — буддийские, брахманистские и индуистские тексты: цейлонская «Махавамса», «Артхашастра», «Рамаяна», «Читрасутра», другие тексты на санскрите и эпиграфические надписи Ашоки. Кроме того, использованы античные источники, например, «География» Страбона, а также средневековые английские баллады о Робин Гуде. По мнению автора, мир палийского канона делится на три основные единицы пространства: наиболее сакрально важным, чистым является лес — место пребывания шраманов и других аскетов. Его противоположностью является город, воплощающий в себе все мирское, противоположное аскезе и противостоящее ей. Они разделены промежуточной областью — сельской местностью (джанапада). В монографии исследуются все три составляющие этого мира, анализируются необходимая терминология и понятийный аппарат. В рецензии дается обзор основных положений монографии и высказываются некоторые критические замечания к ее тексту.

О звуке, музыке, гармонии — феноменах культурного кода Китая

Серова Светлана Андреевна

В статье идет речь о звуке, музыке, гармонии как об универсалиях китайского культурного кода. Последний вырастает из представлений об онтологическом единстве мира, включающем гармонию социума, государства и отдельной личности. Эти идеи пронизывают исторические памятники, философские штудии, художественное творчество, жизнь каждого человека. Во времена «корней» и «истоков» китайское мировосприятие открывает в признаках божественного шэнь (神) и тонкого, изящного мяо (妙) свидетельство о манифестации доселе сокрытого Дао и о процессе рождения смыслов и категорий китайской эстетики. Их взаимодействие неотделимо от звука и музыки, которые на первоначальном этапе заявляют о себе ритмом онтологического действа. К нему подсоединяются взаимосвязанные инь и ян (женское и мужское; темное и светлое), которые дополняют друг друга, обволакивая мир паутиной со-ответствия. «Чуньцю» подтверждает, что в результате все сущее, «обретая конечную форму», занимает «определенное пространство», имеющее «определенный тон». В «Люйши чуньцю» говорится, что «на этом основывались при установлении музыки древние цари». Так сложилось представление о прекрасном как о гармонии хэ, одинаково значимое для жизни и художественного творчества, в том числе и театра. Сложная архитектоника китайского театра зиждется на законах музыки и музыкального ритма, согласно которым выстроены вокальные партии, речевые пассажи, обусловленные и тональной произносительной нормой, сценическое движение, ритм сценического действия, символический жест, рисунок танца — все это означает, что театр воплощают не только сюжетные коллизии, но и передает глубинные смыслы китайской онтологии.

Исламские монеты из Восточной Гизы (Египет)

Малых Светлана Евгеньевна, Гончаров Евгений Юрьевич

Статья посвящена атрибуции одной золотой и двух медных монет, обнаруженных Российской археологической экспедицией ИВ РАН в древнеегипетском некрополе Гиза. Монеты происходят из перемешанных слоев заполнения погребальных шахт гробниц, вырубленных во второй половине III тыс. до н. э., и по характеру находки относятся к этапам разрушения древних захоронений, происходивших на протяжении средневековья, нового и новейшего времени. Одна из монет является мамлюкским фельсом и датируется первой половиной XIV в. н. э., две других относятся к 1830-м гг. — периоду Османского владычества в Египте, и атрибутированы как золотой бучук хайрие и его медная имитация, вероятно, фальшивка. Монеты редки для древнего некрополя и в основном ограничены экземплярами XIX–XX вв. В целом, учитывая многочисленные находки других предметов — фрагментов керамической, фарфоровой и стеклянной посуды, металлических изделий, стеклянных и медных украшений, можно говорить об активном характере человеческой деятельности на древнеегипетском кладбище во II тыс. н. э. Египтяне и европейские путешественники использовали древние скальные гробницы как места постоянных обиталищ или временных стоянок, оставляя после себя материальные следы своего пребывания.

Монеты средневекового Садвара в Южном Хорезме

Гончаров Евгений Юрьевич, Армарчук Е А

Археологические раскопки на городище Садвар проводились Хорезмской экспедицией в 1972–1975 гг., но нумизматические находки до сих пор не были опубликованы. Памятник находился на левом берегу Амударьи в Туркменистане, на торговом пути из центральных районов Хорезма в Мавераннахр и Хорасан. В настоящее время он затоплен водохранилищем. Состоял из т. н. «цитадели» и жилых кварталов, окруженных с трех сторон рвом, а также «Чаш-калы», замковой постройки IX–XI вв. примыкавшей к городищу. В статье приведено краткое описание городища, раскопов, открытых сооружений, керамического комплекса. Всего найдено 44 монеты: 3 серебряные, 41 медная, определить из них удалось 28 экземпляров. Из них три относятся к древнему периоду (династия Сиявушидов), 24 к IX–XII вв. (Тахириды, Афригиды Кята, Саманиды, Мамуниды и др.), одна к концу XIX в. (Хивинское ханство). Впервые была найдена хорезмшахская монета с лакабом «Венец нации и светильник общины (религиозной)», имя правителя пока не установлено, по совокупной характеристике данных датирована XII в. Единственный бувейхидский дирхам является, по-видимому, новым, неописанным типом. В одной из ям был найден кошелек из 6 монет и заготовок. Монеты были нового типа, чеканенные в городе Кят, бывшем столицей Хорезма до . Нумизматический интерес представляют несколько монетных заготовок, также находившихся в обращении, некоторые из них пробиты в центре. Предполагается, что таким образом их выводили из денежного оборота. В комментариях к каталогу нумизматических находок на городище Садвар приведен ряд дополнительных материалов. Монетный материал подтверждает археологические данные о том, что город стал терять свое значение в XII в.

Страницы:   1    2    3